Краткая история
Вокальная группа мальчиков «Добры молодцы» существует в «Детской школе искусств» г. Шагонар с 2017 года. Общая цель создания ансамбля – это организация внеклассного времени детей, развитие их творческих способностей. Участие в работе подобного коллектива активно способствует развитию общей и музыкальной культуры, что крайне важно для становления будущего педагога. Приобщение к миру музыки помогает воспитывать и развивать художественный вкус ребят, интерес к вокально – хоровому творчеству. Происходит обучение вокальным навыкам. На основе соответствующего репертуара осуществляется нравственно- патриотическое воспитание. Все занятия подчиняются главной цели: увлечь коллективным творчеством, самой музыкой. Для достижения этой цели особенно важна творческая атмосфера в коллективе. Необходимо вызвать интерес к разучиваемому песенному материалу, очень важно воспитать и любовь к самому процессу совместного пения. Поэтому каждая репетиция должна стать, прежде всего, занятием, на котором руководитель всячески старается создать коллектив единомышленников. Необходимо воспитывать не только послушных исполнителей, но и ценителей услышанного, умеющих ясно выражать своё мнение, свои мысли, активно относящихся ко всему, что касается коллектива, его успехам, неудачам, поведению каждого члена ансамбля. Важны также совместные обсуждения услышанного.
В репертуаре ансамбля используется музыкальный материал различных стилей, жанров, содержания и характера: песни патриотические, лирические, спортивные, шуточные, старинные русские, игровые. Выбор зависит от тематической направленности мероприятия, где задействован коллектив, который является постоянным участником всех концертов внутри школы и иногда принимает участие в городских, республиканских конкурсах и концертах. Это позволяет развивать разносторонний музыкальный вкус вокалистов, выбирая репертуар высокохудожественный и разнообразный.
На занятиях ведется работа над постановкой голоса, звукообразованием, ансамблем, строем, эмоционально –выразительным исполнением музыкальных произведений. Без всех этих разделов урока полноценное звучание коллектива невозможно.
Помимо приобретения музыкальных навыков, коллективная работа способствует развитию коммуникативных способностей, что положительно отражается на применении их в будущей профессии, ради приобретения которой ребята пришли в ДШИ. Также учит взаимоуважению, обогащает детей духовно, развивая их как личностей творческих.
Ансамблевое пение, благодаря организующим и выразительным средствам музыки, переживанию общих чувств при коллективном исполнении может быстро объединять людей. Острота эмоционального реагирования и выражения усиливается благодаря совместному творчеству, появляется чувство единения и в любой другой деятельности тоже. Это способствует формированию правильной гражданской позиции.
Ансамбль мальчиков – это особый, очень сложный специфический творческий организм, создание каждого, а главное, удержание и развитие, требует колоссальной энергии, знаний, умений, организаторских способностей всех заинтересованных лиц. Для решения этих задач нужны объединенные усилия участников коллектива, руководителя ансамбля, администрации – всех, от кого зависит успешная деятельность этого творческого содружества. Последнее слово – ключевое. Невозможно заставить заниматься творчеством. Весь процесс, строится только на взаимоуважении, взаимопонимании, взаимодоверии взаимовыручке. И отсюда вытекает результат.
Мальчикам, как правило, гораздо ближе внеучебные занятия, связанные с движением, спортом, техникой. Они менее дисциплинированны, более возбудимы и их трудно остановить, если в коллективе начинается какая-либо «ценная реакция», как эмоциональная, так и деятельная. Во время занятий постоянно удерживать внимание ребят довольно трудно, поэтому приходится часто менять виды деятельности.
Помимо коллективной работы, ведется и индивидуальная работа. В процессе занятий выявляются солисты. А точнее ребята, имеющие более яркие голосовые данные, их участие в общей работе способствует более глубокому раскрытию музыкального образа и точному воплощению замысла автора музыки.
В условиях коллективного обучения трудно создать наилучшие условия для развития голосов всех видов. Поэтому и при коллективном обучении целесообразнее использовать все виды регистрового звучания. Задача развития голоса при коллективном обучении усложняется тем, что кроме вокальных навыков, необходимо заботиться и об умении петь в ансамбле. Эти навыки формируются параллельно и оказывают влияние друг на друга. Очень часто ребята перестают слышать себя с рядом поющим и начинают петь фальшиво. На начальном этапе работы главной задачей педагога является приведение ансамбля к общему тону, то есть выработке унисона. Осознание учащимися того, что песня, спетая в ансамбле, звучит выразительней и ярче, чем, если бы каждый спел ее один – осознание этой силы коллективного исполнения оказывает на юных певцов колоссальное воздействие, тем более, что каждый осознаёт свои скромные индивидуальные возможности.
Самым наглядным показателем работы ансамбля является его выступление на публике- концерт. Успех концерта зависит от многих причин – и главных и второстепенных, постоянно действующих и разовых, одномоментных. Здесь и достигнутый коллективом исполнительский уровень, и настрой участников, и степень общей подготовки к выступлению, и акустика зала, состав аудитории, ее реакция и т.д. Большую роль играет репертуар, который влияет на музыкальное и эстетическое воспитание участников ансамбля, повышает вокально-хоровое мастерство, развивает музыкальный вкус исполнителей и аудитории.
В.А. Сухомлинский писал: «Музыка – могучий источник мыслей. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Она, музыка – ни с чем несравнимое средство воспитания творческих сил разума».
Поэтому, вся музыкально-педагогическая деятельность должна быть подчинена воспитанию человека и гражданина.
Цель: привить любовь к вокальному искусству и научит — правильно исполнять вокальные произведения.
Задачи:
— На основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
— Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важнейшую часть каждого человека.
— Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2-х голосному исполнению произведений.
Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
— Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.
-Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.
-Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является ансамблевое и сольное пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Наименование вокальной группы: «ДОБРЫ МОЛОДЦЫ»
Год создания группы: 2017
Место создания: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Шагонар
Руководитель вокальной группы: Думбалай Азиана Александровна
Концертмейстер: Донгак Уран Арагачыевна
Думбалай Азиана Александровна – руководитель вокального ансамбля мальчиков «Добры молодцы»
Донгак Уран Арагачыевна – концертмейтер ансамбля
Кенден Аяс Владимирович – концертмейстер ансамбля
Состав вокального ансамбля мальчиков
«Добры молодцы»
- Аракчаа Найдан
- Даваа Алексей
- Дагба Айдаш
- Доржу Айдыс
- Доспан-оол Сайын-Белек
- Куулар Доржат
- Ховалыг Белек
- Шожукпан Сурэн
- Алдын-оолов Дукар
- Ак-кыс Сайдаш
- Донен Бат-Очур
- Иргит Чингис
- Данзы-Белек Ачыты
- Конгар-оол Айдыс
- Чукпанай Ангырак
- Тадар Удум-Бара
- Монгуш Сайын-Белек
Репертуар произведений вокального ансамбля мальчиков
«Добры молодцы»
- З. Роот «Стоит у руля капитан»
- Слова: И.Шевчук Музыка: Е. Зарицкая «Быть мужчиной»
- Слова: Е. Шкловский Музыка: М. Протасов «Ты, не бойся мама – я с тобой»
- Слова и музыка Сергея Ярушина «Четыре богатыря»
- Галина Масалкина «Казачата».
- Песня кадетов «Мы юные кадеты»
- Муз и сл: «Богатыри»
- Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной. «Наша Родина сильна»
- сл. Г. Колесникова, муз. Г. Пономаренко «Тополя»
- Дмитрий Яковлевич Покрасс «Три танкиста».
Принимали участие
- Общешкольный концерт, посвященный ко дню народного единства «Мы едины»
- Общешкольный новогодний концерт «Здравствуй новый год!»
- В Республиканский конкурс-фестиваль «Радуга искусств »
- Праздничный юбилейный концерт «Детской школы искусств» г. Шагонар «Нам 50!»
- Праздничное мероприятие, посвященное к посещению кадетов МБОУ СОШ №1
- Праздничный концерт посвященный ко дню матери «Мамина сказка»
- Отчетный концерт «Детской школы искусств» г. Шагонар
- Выпускной бал «Детской школы искусств» г. Шагонар
- Разные, праздничные тематические мероприятие